НСДРП

НАРОДНО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Начать новую тему   Ответить на темуПоделиться | 
 

 Материя как философская категория.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 203
Дата регистрации : 2012-05-18

СообщениеТема: Материя как философская категория.   Вс Июн 10, 2012 2:07 pm

Материя как философская категория.

Внешний мир как предмет философского осмысления. Проблема мирового первоначала и категория материи. Историческое развитие представлений о материи. Первоначало - первостихия, субстанция, вещество, абстрактная категория. Содержание термина “материя” в науке и философии. Философское определение материи.

Родиной философии считается Греция. Именно там в V в. до н.э. философия стала самостоятельной формой знания.
Раннегреческая философия развивалась в тесной связи с зачатками наук о природе. Спецификой древнегреческой философии было то, что она унаследовала мифологический вопрос о первоначале мира. Но если мифология греков задавалась вопросами кто породил сущее, то философы задавались вопросом из чего все произошло. разница принципиальная: мифология рассказывала как взаимоотношения богов привели к возникновению четырех стихий (земли, воды, огня и воздуха), а философы задумались над тем как все само собой произошло из этих стихий.
Такой подход к философской проблематике называется натурфилософией - философией природы. Надо сказать. что греческая натурфилософия возникла как материалистическая - поскольку натурфилософы стремились объяснить природу из нее самой и пытались отыскать “материал”, из которого мир сделан. “Материалистами”, правда, их называть все же в современном смысле слова нельзя, но саму идею о некоем материальном первоначале натурфилософы все же высказали.
Так, например, философ Фалес (известный нам также из курса геометрии) был уверен, что “главной” стихией является вода; Анаксимен отводил эту роль воздуху, а Гераклит - огню.
Следующий шаг в развитии представлений о материи сделал Анаксимандр, выдвинувший идею о том, что первоосновой всего сущего является т.н. апейрон (беспредельное) - нечто такое, что не имеет самостоятельной формы, кто может оказаться чем угодно - и водой, и воздухом и огнем и землей. Так в философии появилась идея субстанции - т.е. некой самодостаточной первоосновы всего сущего. Следующий шаг был сделан Демокритом, который “раздробил” апейрон на множество мельчайших неделимых частиц - “атомов”, которые и составляют “вещество вообще” - материю.
На этом уровне представлений о материи и наука и философия задержались уже надолго - на 2 тысячи лет, до самого XX в.
И только в XX в. в связи с открытием радиоактивности представление о “материи веществе” дало трещину, т.к. оказалось, что материя может превращаться в лучистую энергию по знаменитой формуле E = mc2 .
Тогда в последний раз вспыхнула дискуссия о том, что такое материя, в которой принял участие и В.И.Ульянов (Ленин), написавший книгу “Материализм и эмпириокритицизм” (1908 г.). Книгу эту в свое время “проходили” в курсе диамата и ничего, кроме головной боли ее изучение у студентов не вызывало, что и неудивительно: Ленин был гениальным политиком, но никудышным философом.
Одно определение материи в данном труде чего стоит: “Материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении”.
Тут во первых уместно спросить что такое объективная реальность и чем она отличается от реальности субъективной (которая, собственно говоря, и в самом деле есть сумма наших ощущений). Интересно так же узнать, относится ли к объективной реальности та часть внешнего мира, которую мы не ощущаем (гравитационные волны, радиоактивность, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, радиоволны и т.д.). Ну и самый последний вопрос: кем дана нам в ощущениях эта самая реальность. Если придерживаться норм логики, то ленинское определение материи должно звучать так: “Материя - объективная реальность, данная нам Богом в ощущениях”.
Вот тогда все в порядке. И если бы В.И.Ленин был объективным идеалистом, то вопросов к нему больше не было бы. Но коль скоро Ленин хотел быть материалистом, да еще материалистом диалектическим, то все вопросы остаются, а вместе с ними лишается смысла и “ленинское определение материи”.
Тем более, что физики обошлись в конце концов и без философов. Они просто договорились о том, что материей следует считать не только вещество, но и поле, и пространство и время. А философы со временем условились, что материя - это философская категория для обозначения всех предметов и явлений существующих и происходящих независимо от нашего сознания.
Так что развитие представлений о материи можно представить так:

I стадия_________материя - первостихия
Фалес - Вода
Анаксимен - Воздух
Гераклит - огонь
II стадия________материя - субстанция
Анаксимандр - апейрон

III стадия_______материя - вещество
Демокрит - атомы

IV стадия
материя научная
Вещество, поле, пространство, время

материя философская
философская категория для обозначения объективной реальности реальности


Философское определение материи является предельно широким. Если завтра ученые обнаружат нечто такое. что существует независимо от нашего сознания вне времени и пространств, не являясь ни веществом, ни полем, то это нечто все равно подпадет под философское определение материи.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Май 23, 2013 6:32 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://nsdrp.rossiaforum.com
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 203
Дата регистрации : 2012-05-18

СообщениеТема: Re: Материя как философская категория.   Вс Июн 10, 2012 2:25 pm

После того как выяснили, что такое материя можно перейти к ее свойствам. Итак, свойства материи. Главное из них - движение ( под которым в философии понимается всякое воздействие и развитие). В том, что движение - главное свойство материи можно убедиться, поставив вопрос о том, может ли существовать абсолютно неподвижная материя. Не может. Почему?
Потому, что неподвижная материя - это такая материя, которая ни с чем не взаимодействует (см. определение движения) и никак себя не обнаруживает. а то, что никак не обнаруживается просто не существует. Стало быть, движение - не просто признак материи, но и способ ее существования.
Но формы движения могут быть разными - и в них раскрывается еще одно свойство материи - способность к самоорганизации.
Дело в том, что чем материя сложнее организована, тем больше уровней движения в ней присутствует одновременно.
Самый простой пример: когда разговаривают друг с другом два человека, то мы имеем дело с социальной формой движения материи (т.е. передачей информации при помощи второй сигнальной системы).
Но люди - это представители биологического вида homo sapiens, отряда приматов, живые существа - это биологический уровень движения материи. Биологическое движение связано с обменом веществ - т.е. химическим уровнем. Когда люди в процессе разговора машут руками и передвигаются - это механический уровень; а то что они состоят из атомов, вокруг которых крутятся электроны - это физический уровень. В картинке все эти рассуждения можно представить так:



Тут самое главное в том, что развитие материи имеет определенное направление, т.к. происходит переход от простых форм к более сложным, материя самоорганизуется. Элементарные частицы слипаются в атомные ядра, к ним прилипают электронные оболочки, электронные оболочки позволяют атомам соединиться в молекулы, молекулы становятся все длиннее и сложнее - появляются белковые цепи; они начинают самокопироваться, возникает жизнь - ну и т.д. И вот эти универсальные, всеобщие закономерности движения определяются тем, что называется законами диалектики.



В современной философии под диалектикой понимается представление о всеобщей связи и многообразии форм движения материи.
Диалектическое представление о материи предполагает, что в мире постоянно происходит движение на разных уровнях, все формы движения взаимосвязаны, но качественно различны.
Другим пониманием движения является метафизика - т.е. стремление свести более высокие формы движения к более простым, элементарным и представить движение как чисто количественное накопление одних и тех же элементов. Т.е., например, с точки зрения метафизики биологическую форму движения можно в принципе свести к набору химических реакций, а социальную форму - к чисто механическому столкновению интересов - ну и т.д.
Разница между диалектикой и метафизикой примерно такая же, как между объемным зрением и фотографией. Фотография дает плоскую картинку, а зрение позволяет воспринимать окружающий мир “в объеме” и как нечто целое.
Тем не менее метафизический подход к материи столь же необходим в прикладных науках, как фотография в практической жизни: нашему сознанию необходимо “фиксировать” те или иные формы существования материи - важно только не забывать, что на самом деле все меняется и никакие конструкции и понятия не остаются неизменными, т.к. наше сознание тоже изменяется вместе с условиями нашего существования (см. тему 1).
Наше сознание - свойство высокоорганизованной материи. Причем не только высокоорганизованной биологически (т.е. головного мозга), но и социально организованной.
В том, что наш мозг и сознание тесно связаны легко убедиться из обыденной практики (черепно-мозговые травмы как правило отражаются на сознании). В том, что для функционирования сознания необходим и социальный уровень движения материи (т.е. общество) можно убедиться на примерах реальных Маугли - детей, воспитанных в среде диких животных. Человек, лишенный общения с другими людьми сам так и не становится человеком. Даже вполне сформировавшееся сознание в полном одиночестве не может функционировать нормально - печальная участь людей, сходивших с ума в одиночном заключении - лучшее тому доказательство.
Что же касается свойств сознания, то главное из них - это способность познавать окружающий мир - т.е. создавать идеальные образы, адекватно отражающие действительность.
И вот тут, где речь заходит о том, насколько наше сознание соответствует окружающему миру, начинается натурфилософская проблематика - основной вопрос философии. Но об этом позже.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://nsdrp.rossiaforum.com
 
Материя как философская категория.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» вопрос атеистам: Откуда взялась материя?
» встаем на учет в военкомат
» Туфли б/у категория Дети

Права доступа к этому форуму:Вы можете отвечать на сообщения
НСДРП :: ИДЕОЛОГИЯ :: Ликбез :: Философский-
Начать новую тему   Ответить на темуПерейти: