НСДРП

НАРОДНО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Начать новую тему   Ответить на темуПоделиться | 
 

 Социальный статус и социальный контроль

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 164
Дата регистрации : 2012-05-18

СообщениеТема: Социальный статус и социальный контроль   Вс Май 19, 2013 3:02 pm

Социальный статус и социальный контроль

Понятие социального статуса. Статус как показатель индивидуального жизненного успеха. Статусные группы в современном обществе. Показатели статуса: внешний вид, престижное потребление, стиль поведения. Комический эффект от их несовпадения: “новые русские”. Неформальные формы поведения в различных статусных группах. Культура поведения как статусный элемент.

Статус - это та степень уважения и престижа, которой пользуется в социуме (т.е. обществе) тот или иной индивид или группа в целом.
Это определение социологического словаря верно, но неполно. Во-первых, уважение и престиж - вещи несколько разные. То что, по мнению одного человека “возвышает” его над другими этими самыми “другими” может восприниматься как повод для насмешек. И во-вторых, как соотносятся между собой статус группы и статус индивида. кто кого определяет?
На эти вопросы необходимо ответить, т.к. все революции сводились, в конечном счете, к борьбе за повышение социального статуса. Скажем, буржуазия и до буржуазных революций была классом далеко не бедным и в чисто материальном плане не так уж от них выиграла. Главный результат буржуазных революций состоял именно в изменении социального статуса буржуа - он перестал быть “черной костью”, “податным сословием” - и стал себя ощущать уже как хозяин страны, который ничем не хуже дворянина (см. лекцию).
Тоже самое относится и к рабочему классу - его тяготение к социалистическим партиям и марксистким идеям обуславливается не столько внутренним желанием почувствовать себя не просто придатком к станку, но “солью земли”, “самым передовым классом”, “носителем исторической миссии” и т.д.
В то же время каждого отдельного человека стремление к изменению группового статуса отнюдь не исключает тяги к повышению статуса индивидуального. Те же самые буржуа в XIX в. стремились либо сами получить дворянство, либо с дворянами породниться, а современный рабочий вовсе не откажется завести “свое дело” - и превратиться в “предпринимателя” - у которого на первых порах доход может быть даже меньше - но зато быть “бизнесменом” престижнее.
Тут мы подходим к вопросу о соотношении коллективного и индивидуального статуса - что чем определяется в современных условиях?
В былые времена, когда существовали четко определенные сословия, все было ясно: коллективный статус преобладал над индивидуальным вполне четко. Самый плохонький дворянин был лучше самого лучшего купца, самый плохонький купец ощущал, что он лучше чем просто богатый мещанин, а городской мещанин свысока смотрел на крепостного мужика или фабричного.
Но теперь, когда сословий нет и все равны перед законом (хотя бы формально), ситуация будет другой. Нынешние статусные группы - это прежде всего показатель некоего жизненного успеха отдельного человека. Но...
Прежде всего следует учесть - нынешние статусные группы - это не сословия и даже не группы в строгом социологическом смысле. Это скорее общности, ничем кроме статуса не объединенные. Хорошо быть бизнесменом - и желательно “крутым”, неплохо принадлежать к “стильной” молодежи или просто быть “интеллигентным человеком” - но откуда окружающие узнают о том, что ты именно на такой социальный статус претендуешь?
Прежде всего показателем статуса служит внешний вид: “по одежке встречают...” Причем так встречают, что внешний вид определенного статуса уходит чуть ли не до униформы.
Один мой знакомый жаловался, что современный чиновник просто никак не реагирует на человека в джинсах и свитере - но заметно оживляется и приобретает вполне рабочее (и даже подобострастное) состояние когда видит перед собой красный пиджак с золотыми пуговицами. Этот мой знакомый подобный прикид ненавидел (т.к. справедливо заметил, что “новые русские” почему-то решили прикинуться рабочими сцены в цирке) - но вынужден был одеваться именно так, поскольку работал в организации по охране памятников и с чиновниками общался довольно часто.
Следующий показатель статуса тоже становится довольно понятен - это т.н. престижное потребление. Обладатель красного пиджака будет смотреться еще “круче”, если подкатит к своему офису на “Мерседесе”, а на шею повесит золотую цепь в палец толщиной. Желательно еще сделать в офисе евроремонт из самых дорогих материалов, а квартиру обставить самыми дорогими диванами и шкафами.
Стремление к “престижности” как показателю статуса доходит до смешного самые “стильные” магазины сплошь и рядом торгуют теми же товарами, что и все остальные, но в 10-15 раз дороже - и не разоряются. У них есть свой круг клиентов, которые знают, что покупать вещи именно тут “круто” - и не приминут похвастаться в своем кругу, что вот эту штуковину он купил вот там-то.
В то же время нетрудно заметить и другое - с недавних пор многие состоятельные люди стали вести себя несколько скромнее. Тут конечно и 17 августа свою роль сыграло - но не только.
Стиль поведения нашей новорожденной буржуазии стал меняться в угоду общественному мнению.
Дело в том, что в России (в отличие, скажем от Америки) исторически сложился образ “верхов”, который предполагал, что элита общества, кроме материального богатства должна обладать еще кое-какими качествами: уровни образования, определенным типом поведения, некими представлениями о чести и т.д.
Человек, принадлежащий к “верхам” должен быть, проще говоря “барином”, - которому завидуют именно потому, что в нем есть нечто такое, что неуловимо, но четко отличает его от “купчишки”.
Вот эти самые стереотипы восприятия “купца” и “барина” и сыграли с “новыми русскими” злую шутку. Они-то думали, что стали новыми “хозяевами жизни”, элитой - а оказались на самом деле персонажами анекдотов, унаследовавших образ Иванушки-дурачка. Разница только в том, что Ивану-дураку все-таки сочувствуют, а над “новым русским” смеются безо всякого снисхождения:

Цитата :
Поймал новый русский золотую рыбку и говорит:
“хочу, чтобы у меня все было”.
- “O`key” - отвечает золотая рыбка. - “У тебя все было”.

Нетрудно догадаться, что этот анекдот появился после 17 августа 1998 года. В общем понятно: самое главное, что выделяет статусную группу и (самое главное) возвышает ее в глазах общества - это прежде всего стиль поведения, который проявляется во внутренних неформальных нормах поведения группы.
Скажем неформальные нормы дворянской чести требовали от дворянина личной храбрости, обостренного чувства собственного достоинства и т.д. - и это создавало дворянству ореол “благородного сословия” (не совсем незаслуженный). В то же время строгие нормы дворянской чести не распространялись на другие сословия. Принято было обязательно уплачивать карточные долги (т.к. играли “со своими”) - а прочих долгов не платить было не только допустимо, но и чуть ли не похвально - ведь они относились к купцам и пр. черной кости.
У купцов были свои неписаные правила - “купеческое слово”, например. Ударив по рукам (и не заключив при этом никакого писаного договора) купцы строго соблюдали условия сделки. Но и тут: “Не обманешь - не продашь” - с “простым” покупателем из “мужиков” не церемонились.
Эти внутренние нормы поведения были жесткими - но формально нигде не фиксировались.
И если чего нам сейчас не хватает - так это именно неформальных норм поведения, которые являются самой действенной формой социального контроля. Никакое государство не сможет обеспечить порядок в экономике, если наши “бизнесмены” будут “кидать” друг друга с сознанием собственной находчивости и предприимчивости. Соответственно и буржуазия наша так и останется в роли персонажа анекдота до тех пор, пока не освоит хотя бы минимум норм культурного поведения: одеваться со вкусом, не ругаться, не “ботать по фене”, иметь представление не только о деньгах, но и о литературе, политике и пр. “высоких” темах.
Общественное сознание требует, чтобы социально преуспевший человек был “барином”- и соглашается с тем, что более культурным и образованным человеком быть лучше, чем просто более богатым.
Отсюда вывод - набирайтесь культуры. Это создает вам в будущем необходимые стартовые условия в том же бизнесе. Культура поведения будет стоить дорого.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://nsdrp.rossiaforum.com
 
Социальный статус и социальный контроль
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Зависит ли дружба от социального статуса человека?
» возвращают ли стоимость лекарств?
» Что такое "одинокая мать": официальный статус
» РПЦ требует ужесточить контроль над интернетом
» Новости из Украины

Права доступа к этому форуму:Вы можете отвечать на сообщения
НСДРП :: ИДЕОЛОГИЯ :: Ликбез :: Социологический-
Начать новую тему   Ответить на темуПерейти: