НСДРП

НАРОДНО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Гражданское общество, государство, власть

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 162
Дата регистрации : 2012-05-18

СообщениеТема: Гражданское общество, государство, власть   Вс Май 19, 2013 2:52 pm

Гражданское общество, государство, власть

Гражданское общество, его роль и структура. Государство как аппарат власти. Двойная роль государства. Тенденция к “накоплению” власти. Типология политических режимов: тоталитаризм, авторитарный режим, либеральный режим, демократия.

Итак, если мы уже говорили, что общество состоит не столько из личностей, сколько из масс - общностей, групп, классов, сословий и пр. Человек никогда не существует один - сам по себе. Он всегда связан с кем-то: с семьей, с родиной, со знакомыми и коллегами по работе или бизнесу и т. д. И в рамках каждой такой группы человек ведет себя по-разному. Соответственно и свои интересы в рамках каждой группы человек формулирует по-разному и по-разному их достигает. Скажем, человек своего ребенка может и выпороть и пожалеть. Подчиненного лупить ему в голову не прийдет, но и жалеть тоже.
Так вот, эта самая паутина социальных связей в виде включенности в те или иные общности, группы, сословия, классы и называется гражданским обществом.
Гражданское общество - эта та Среда, которая, во-первых, регулирует поведение человека на неформальном уровне и, во-вторых, позволяет человеку оставаться человеком.
Прежде всего о “неформальном уровне” - что это такое. В общем можно ответить так: если вас за какое-то поведение могут наказать, то это формальный контроль. А если вас никто за что-то не накажет, но вы все-таки так не поступаете потому что так “не принято”, то это уже неформальный контроль. Никто, к примеру, не запрещал сморкаться в рукав или чавкать за столом, но мы так не поступаем, боясь не столько осуждения, сколько понижения группового статуса. Вот это и есть неформальный контроль - самый надежный, поскольку люди крайне редко совершают поступки которые в их кругу по-настоящему не приняты.
Поэтому нормы (неписаные) гражданского общества регулируют 90% человеческих поступков, а значит и обеспечивают общественную устойчивость и стабильность.
Структуру гражданского общества (по крайней мере современного) можно изобразить так:
В самой основе гражданского общества - объективное деление на классы. Но для значительной части людей классовая принадлежность не осознается и они воспринимают себя не как буржуа или рабочих, а как мусульман, кошатников, рыболовов, полицейских. Это “классы-в-себе”; те кто осознает более общие цели своей большой группы составляют “класс-в-себе”. Этот класс-в-себе формируют социальные организации: профсоюзы, например, которые занимаются определением и достижением наиболее очевидных групповых целей (например, повышения зарплаты). А вот те люди, которые считают, что понимают не столь очевидные коренные интересы своей группы объединяются в политические организации (партии, клубы).
Таким образом, гражданское общество - это совокупность общественных образований, в рамках которой люди могут осознавать , отстаивать свои интересы, регулируя возникающие отношения на неформальном уровне.
Но! 10% человеческих отношений (прежде всего классовых конфликтов) на неформальном уровне урегулировать нельзя - можно только подавить, применив силу и власть. Для этой цели и существует государство - аппарат насилия для осуществления власти.
При этом надо заметить, что власть древнее государства. Властные отношения (отношения господства и подчинения) могут основываться и на неформальной основе: власть родителя над ребенком, власть вождя или старейшины над соплеменниками, власть какого-нибудь гуру над своими последователями и так далее. Государство же возникает тогда, когда реализовать власть (т.е. заставить человека делать что-то против его воли) невозможно без насилия и формального контроля.
Государство занимается двумя вещами: подавляет социальные конфликты и закрепляет те формы социальных отношений, которые гражданское общество считает полезными.
Устойчивые, массовые и поддающиеся формализации социальные отношения, подкрепленные авторитетом государства, называются социальными институтами.
Например, семья. В основе семейных отношений лежат отношения сексуальные - и это дело частное - как и любовь, дружба и пр.
Но если люди решили, что их отношения будут длительными, связанными с воспроизводством, то они решают их формализовать - т.е. заключить брак. Могут они просто расписаться или специально составить контракт - главное, что они подкрепляют свои обязательства друг перед другом авторитетом государства. То же касается института частной собственности, религии и так далее.
Но надо заметить, что государство - штука довольно опасная, поскольку стремление к власти есть не что иное как биологический институт доминирования. В природе все ясно: кто в стае главный, кто доминирует над другими, тот первый ест, первый пьет, производит потомство. У человека этот инстинкт приобрел форму жажды власти - и насытить его нельзя; власти хочется всегда все больше и больше. А если учесть, что “проявить власть” - это не просто заставить человека делать что-то; надо еще чтобы человек при этом страдал - иначе как быть уверенным, что он исполнит действительно твою волю, а не свою собственную?
Вот носители власти и изощряются в ее проявлении: кто нужные справки требует, а кто-то и Рим поджигает ради вдохновения.
В общем, государство занимается не только своими прямыми задачами, но и побочными - “накоплением власти”, а гражданское общество его ограничивает. И в зависимости от того, как соотносятся между собой гражданское общество и государство, различают несколько типов политических режимов, т.е. совокупностей форм и методов осуществления государственной власти.
Начнем с самого тяжелого случая: тоталитарного режима.
При этом режиме государство сознательно разрушает все структуры гражданского общества, максимально разделяет граждан и стремиться контролировать все сферы жизни - вплоть до семейных отношений.
Примером таких режимов являются Германия 1933-1945; СССР 1929-1953; КНДР.
При авторитарном режиме государство жестко контролирует всю политическую сферу, но не вмешивается в повседневную жизнь подданных - прежде всего в их экономическую деятельность, так что кое-какие “низшие” формы гражданского общества существуют и даже косвенно влияют на государство.
Примеры: военные диктатуры в странах Латинской Америки, режим Франко в Испании 1939-1975, СССР при Брежневе.
При либеральном режиме государство уже не просто “терпит” гражданское общество, но и сознательно учитывает мнение его структур при принятии политических решений.
Примером либерального режима может служить русское самодержавие с 1855 по 1905 гг. Тогда все решал царь, но на самом деле решал он не просто так, а с учетом мнения общества, толи дворянских комитетов (если речь шла об отмене крепостного права), то ли отдельных лиц, связанных с определенными “кругами” - земскими, купеческими, промышленными.
А вот при демократическом режиме гражданское общество жестко контролирует государство, постоянно следит за тем, чтобы оно не дай бог не вышло за рамки своих непосредственных обязанностей.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://nsdrp.rossiaforum.com
 
Гражданское общество, государство, власть
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
НСДРП :: ИДЕОЛОГИЯ :: Ликбез :: Политологический-
Перейти: